Профилактика грибковых заболеваний

Что такое микоз? Наверх
Грибковые инфекции (микозы) относятся к инфекционным заболеваниям человека, которые вызывают патогенные грибы. Эти инфекции поражают многие органы и системы человека, но поражения кожи и ногтей - одни из наиболее распространенных микозов. Это заразное заболевание.
По данным медицинской статистики и эпидемиологических исследований, в России наличие грибкового заболевания ногтей можно ожидать почти у каждого пятого взрослого человека. Заболеваемость за последние 10 лет выросла в 2,5 раза.

сланцы Как и где можно заразиться грибком? Наверх
Заразиться грибковой инфекцией сейчас легко. Вероятность этого заражения повышается с возрастом, примерно в 2 раза за каждые 10 лет жизни. Заражение в 30% случаев происходит в семье, от родственника, больного грибком стоп и ногтей. Чаще всего инфекция передается через общую обувь, иногда через другие предметы обихода (зараженные грибком) и в местах общего пользования: банях, душевых, тренажерных и спортивных залах, плавательных бассейнах. Как правило, сначала поражается кожа стоп и кистей, а затем ногти.

Чем опасен грибок? Наверх
Однажды начавшись, грибковая инфекция никуда не исчезнет, пока он не будет уничтожен. Грибки очень живучи и могут многие месяцы жить в отпавших чешуйках кожи. Сначала клетки грибка попадают на кожу, закрепляются, размножаются и распространяются на ней, затем, при благоприятных условиях внедряются в ноготь. Грибок ногтей – это очаг и источник инфекции для заражения других частей тела. Даже если вылечить все очаги грибка на коже стоп или туловища, то из сохранившегося очага инфекции в ногтях неизбежно повторное заражение.

Какие могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с ногтевым грибком? Наверх
Сам грибок – это хроническое заболевание, неуклонно разрушающее ногти, которое может перейти к окружающим людям. Также необходимо помнить о том, что не излеченный онихомикоз и микоз стоп рассматривается как входные ворота для других инфекционных заболеваний – например, бактериальных – рожистое воспаление. Грибковая инфекция ногтей осложняет течение сахарного диабета. Возможна аллергизация организма человека, имеющего грибковую инфекцию, формирование гиперчувствительности к грибку как аллергену, то есть грибковой аллергии.
В очень редких случаях, как правило, на фоне иммунодефицита, не излеченный грибок ногтей может привести к развитию глубокого микоза – прорастанию или проникновению грибка с током крови во внутренние органы, что может вызвать смертельный исход.
К счастью, у большинства больных с грибковым заболеванием ногтей такой исход не встречается. Не смотря на это, нельзя оставлять грибковое заболевание ногтей без лечения, как нельзя не лечить чесотку, педикулез и другие инфекционные болезни. Поэтому, если у Вас есть подозрение на грибковое поражение ногтей или кожи, рекомендуем Вам незамедлительно обратиться ко врачу!

КАК УЗНАТЬ, ЧТО У ВАС ГРИБОК? Наверх
К сожалению, мы обращаем внимание на собственные конечности не слишком часто – к примеру, когда нас не пускают в бассейн или санаторий. И вот тогда, рассматривая кожу на стопах, мы обнаруживаем, что она шелушится, а между пальцев появились трещинки.
Чаще всего грибок поражает складки между третьим и четвертым или между четвертым и пятым пальцами. При запущенности заболевания появляются небольшие, с рисовое зерно, пузыри.

Другой вариант – когда кожа стоп становится чрезмерно сухой, начинает краснеть и шелушиться. Эта сухая, шелушащаяся краснота переползает с нижней поверхности стопы на её боковые части и на свод (впечатление, будто стопа осыпана мукой). На пятках прорезаются болезненные трещины.

Если грибку приглянулась кожа спины или часть головы, занятая волосами, его интервенция сопровождается красными пятнами в виде колец. Пятна начинают зудеть и, помимо оккупированной ими территории, захватывают все новые и новые пространства.

Грибок, облюбовавший пах, тоже обнаруживает себя зудящей сыпью. Постепенно эта сыпь сливается в одно целое, образуя воспалительный очаг с четкими границами (размером с ладонь и более).

Как выглядят ногти, пораженные грибковой инфекцией? Наверх
Ногти пораженные грибком Как правило, изменения ногтей при грибковом заболевании имеют три основных проявления:

ГРИБОК НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЕЧИТЬ

Кажется странным убеждать в необходимости лечения грибка. Тем не менее, делать это приходится: многие считают зуд и шелушение между пальцами или трещины на пятках пустяками. А между тем грибок – вещь серьезная. Почему им нужно заниматься?

Вот шесть железных аргументов в пользу лечения грибковой инфекции:

1. Грибок сам по себе не проходит.
  2. Грибковые инфекции отравляют организм токсинами, угнетают иммунитет, способствуют возникновению аллергии или ее обострению.
  3. Грибок – существо агрессивное: он никогда не довольствуется достигнутым, ему нужны все новые и новые территории.
  4. Грибок может перейти на внутренние органы, лечить которые, конечно, много сложней.
  5. Микоз стоп – это помимо прочего еще и отвратительный запах.
  6. Люди сторонятся тех, у кого грибковая инфекция «написана» на лице (на шее, на голове, на ногах) из-за риска заразиться.

ЛУЧШЕ НЕ БОЛЕТЬ

Это только благородные грибы ищут по просекам и под елками. Патогенные грибки сами находят нас, больше того – прямо-таки охотятся за нами. Встретить их можно всюду, но легче всего там, где людно, сыро и тепло: в бассейнах, саунах, душевых, раздевалках, спортзалах. Неужели все посетители этих учреждений обречены на грибковую заразу? Отнюдь нет. Если вы соблюдаете нижеследующие элементарные правила, страдать от грибка вам не придется.

Резиновые тапочки – обязательный атрибут любителя всяческих купаний.

После душа насухо вытирайте ноги, особенно тщательно – складки между пальцами.

Никогда не пользуйтесь ни чужим полотенцем, ни чужой мочалкой, ни чужой расческой (это относится и к внутрисемейной гигиене).

Перед тем как идти в бассейн или сауну, смазывайте складки между пальцами противогрибковыми средствами. Есть смысл повторить эту процедуру сразу после душа.

Поскольку среди прочих микозов уверенно лидируют грибковые заболевания стоп, ногами надо заниматься. Это значит – чаще менять носки, особенно при избыточной потливости. И не экономить на обуви: покупать кожаную, которая дышит. И еще: ходите в гости только со своими тапочками!

Зона серьезного риска – это педикюр и маникюр. Вам нужно быть стопроцентно уверенным, что дезобработка инструментов для этих процедур – на соответствующем уровне.

ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ЗАЧЕМ?

Есть вопросы, на которые специалистам приходиться отвечать чаще всего. Например:

«Если изменился цвет ногтей, это обязательно грибок?»

- Нет. Внешний вид ногтевых пластин может меняться при многих заболеваниях – псориазе, экземе, при сосудистых патологиях и эндокринных нарушениях.

«Я пожал руку коллеге, у которого позже обнаружился грибок. Значит, и я подхвачу эту инфекцию?»

- Совершенно не обязательно. Но если вы только что отболели гриппом или переживаете стресс, у грибка больше шансов поселиться на коже.

«У меня аллергия, а меня зачем-то направили к микологу?»

- Все правильно. Грибки – сильные аллергены, и врач предположил, что именно грибковая инфекция первоначальная причина вашей аллергии.

«Можно ли вылечить грибок антибактериальной мазью?»

- Вряд ли. Убивая бактерии на коже, Вы тем самым даете зеленый свет грибкам, которые тут же занимают освободившуюся территорию. Если на вашей коже нет гнойничковых высыпаний, антибактериальные мази вам ни к чему.

Врач дерматовенеролог, клинический миколог
Дынин Евгений Владимирович.